Либерально-демократическая партия России
Понедельник, 19 Ноября 2018
ЛДПР
---

Выступление на пленарном заседании 19 июля 2018 года по законопроекту о назначении и выплате пенсий в РФ

19 Июля 2018 10:51 | 48524

10.51 – 10.58

Нилов Я. Е. 

Комитет внимательно рассмотрел данную инициативу. Что хотелось бы отметить? Хотелось бы заострить ещё раз внимание, сказать простым, понятным языком, кого в основном коснутся эти изменения. Они коснутся всех женщин 1964 года рождения и младше и мужчин 1959 года рождения и младше — предлагается увеличить возраст выхода на пенсию на восемь лет для женщин, на пять лет для мужчин. Это коснётся творческих работников, педагогов, медицинских работников, это коснётся всех тех, кто проживает в районах Крайнего Севера, получателей социальных пенсий и отдельных категорий получателей государственных пенсий.

Мы слышали аргументы в пользу законопроекта в ходе обсуждения в комитете, и Максим Анатольевич сейчас эти аргументы перечислил. Один из них — это увеличение продолжительности жизни. Но что такое пенсия в соответствии с действующим законодательством? Пенсия — это компенсация заработка, утраченного в связи с тем, что наступает нетрудоспособность из-за старости. Но прямой зависимости между старостью и продолжительностью жизни нет: можно быть нетрудоспособным, но долго жить, прямой зависимости, повторяю, не наблюдается.

Второй аргумент — рост пенсий может быть обеспечен путём принятия именно таких решений. Открываем законопроект: никакого дополнительного механизма, регулирующего увеличение пенсий, в предложенной редакции нет. Действующая система позволяет индексировать, позволяет увеличивать пенсии через процедуру индексации: страховая часть пенсии 1 февраля текущего года увеличивается соответственно уровню фактической инфляции и 1 апреля — в зависимости от возможностей бюджета Пенсионного фонда. Происходило увеличение 1 апреля? Единожды, и то не благодаря возможностям бюджета Пенсионного фонда, а потому, что так было заложено, в два этапа провели эту индексацию. Кстати, об этом же говорится и в заключении Счётной палаты. Да, существует новый указ президента, где говорится о необходимости увеличивать пенсии больше чем на уровень фактической инфляции, но давайте вспомним майские указы 2012 года и вспомним, как они выполнялись, — некоторые параметры до сих пор не выполнены в полном объёме, особенно в регионах.

Есть и другие аргументы — нас убеждают, что в других странах, в том числе и на постсоветском пространстве, такое уже было принято. Да, действительно, во многих странах увеличили пенсионный возраст, но как увеличили? Очень плавно, постепенно, увеличение происходило ежегодно на период от двух до шести месяцев, а кроме того, предлагались некие смягчающие механизмы. На фоне того, что происходило в других странах, нынешние предложения выглядят достаточно жёсткими, причём отсутствуют такие смягчающие механизмы, которые позволяли бы досрочно выходить на пенсию, кроме одного, который вызывает удивление: досрочно, на два года раньше, можно выйти на пенсию мужчинам и женщинам, если стаж 45 лет и 40 лет соответственно, но этот стаж включает только страховые периоды, то есть служба в армии не включается, отпуск по уходу за ребёнком не включается, больничный не включается. Таким образом, в переходный период необходимо начать работать в 16 лет и без перерыва работать всю жизнь — не рожая детей, не служа в армии и не болея, вот тогда этим положением можно будет воспользоваться. Будет эта норма работать? Конечно, она работать не будет.

Кроме этого, отсутствует в приложенных документах какой-либо анализ того, что у нас произойдёт с рынком труда. Сегодня у нас официально числится около 1 миллиона безработных, неофициально — около 10 миллионов. Представляется вероятным изменение ситуации в худшую сторону, но никаких расчётов нет, никакого анализа не проведено. То же самое и в отношении занятости — не предложены никакие меры по адаптации рынка труда к пожилым работникам и начинающим специалистам.

Обращаю внимание, в 2017 году появилось около 1 миллиона человек — получателей страховых пенсий (это официальный ответ Пенсионного фонда), 50 процентов из них до выхода на пенсию не работали, значит, очевидно ухудшение ситуации без принятия дополнительных мер.

Не предлагается никаких сохранных механизмов, для того чтобы граждане, которые выработали так называемый северный стаж и ждали только достижения биологического возраста, могли свои пенсионные права реализовать, то есть для тех, кто выработал на 1 января 2019 года северный стаж, но не достиг нужного возраста, тоже возраст выхода на пенсию увеличивается, на это мы обратили внимание.

Кроме этого, предложенные нормы порождают правовую коллизию в отношении родителей погибших военнослужащих, потому что у нас в разных законах используется понятие "возраст, по достижении которого гражданин признаётся нетрудоспособным". Получается так: если погиб ребёнок-срочник — один возраст для признания родителя нетрудоспособным, если погиб кадровый офицер — другой возраст, ну, это очевидно правовой пробел!

А кто же выиграет от таких изменений? Негосударственные пенсионные фонды. Накопительная пенсия выплачивается одновременно со страховой пенсией, соответственно, у НПФ теперь будет дополнительная возможность ещё больше крутить, использовать деньги будущих пенсионеров и зарабатывать.

Мы в комитете отметили, что подобные решения, обсуждение подобных вопросов должно обязательно сопровождаться системным анализом, должна быть предложена комплексная программа защиты прав лиц предпенсионного возраста и молодёжи. Давно уже назрел вопрос увеличения пособия по безработице и доведения его до величины прожиточного минимума. Мы неоднократно говорили об этом здесь, в зале, когда обсуждали бюджеты внебюджетных фондов, и на заседаниях комитета. Должен быть предложен чёткий, ясный, внятный законодательный механизм, который убедил бы нас в том, что все сэкономленные денежные средства Пенсионного фонда пойдут на рост пенсий, а не будут использованы в целях сокращения объёмов денежных средств, выделяемых из федерального бюджета.

Надо задуматься над сферой здравоохранения. Мы отмечаем, что увеличение пенсионного возраста приведёт к увеличению числа получателей пенсий по инвалидности, — ну, очевидно, что за восемь лет для женщин и за пять лет для мужчин инвалидность наступит, и, соответственно, пенсию по инвалидности будут выплачивать. Вопрос: просчитывалось это или нет и приведёт ли это к той экономии, которая легла в основу того, что эти нормы были разработаны и предложены в качестве законопроекта?

Мы на заседании комитета внимательно, достаточно долго, предметно, подробно всё это обсуждали, проанализировали в том числе и поступившие отзывы от комитетов-соисполнителей — они сами в своём выступлении свою позицию представят, она положительная, — проанализировали мнение Совета Федерации. Комитет Совета Федерации по социальной политике концептуально законопроект поддержал. Счётная палата концептуальных замечаний по законопроекту не высказала, отдельные замечания были, и они совпали частично с замечаниями комитета. Общественная палата прислала в комитет большое заключение, в котором достаточно много предложений и замечаний. В Российской трёхсторонней комиссии мнения разошлись: сторона профсоюзов против, сторона работодателей за, но с определёнными оговорками, условиями и желанием доработать. Российские регионы: на сегодня из 79 регионов поступили мнения, из 60 регионов поступили консолидированные отзывы с положительной позицией, отрицательных позиций из регионов в комитет не поступило.

После обсуждения в комитете всех отзывов, позиции регионов, позиции тех структур, которые работали над законопроектом, позиции комитетов-соисполнителей вопрос был поставлен на голосование. И я, как председатель комитета, озвучиваю позицию комитета, при этом занимая противоположную позицию: комитет большинством голосов принял решение рекомендовать палате проголосовать за законопроект в первом чтении с условием доработки его ко второму чтению с учётом всех высказанных предложений и замечаний — это позиция комитета, я занимаю противоположную позицию.

 

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.
На протяжении нескольких десятилетий Владимир Жириновский делает уникальные исторические выводы, касающиеся судьбы России, ее государственного развития и процветания. Лидер ЛДПР анализирует факторы, которые способствуют превращению нашей страны в сильное и могущественное государство, а также помогают возрождению русского народа