Либерально-демократическая партия России
Четверг, 17 Октября 2019
ЛДПР
---

России нужна новая модель управления экономикой

19 Сентября 2019 15:53

Скоро в Госдуме начнется обсуждение федерального бюджета на 2020-2022 гг. Опять обилие цифр, сотни частных предложений. Но дело в том, что без существенной корректировки экономической политики быстрого роста доходов населения и производительности труда мы не получим

Наблюдаем странные вещи, с одной стороны, повысили пенсионный возраст, а с другой – стали обсуждать переход на 4-х дневную рабочую неделю. То есть сначала увеличили количество занятых в экономике, а потом спохватились и решили уменьшать рабочую неделю, чтобы сократить число безработных. Вот такие мудрые решения.

Сегодня в экономике наметились признаки оживления, но перед этим несколько лет подряд экономического роста не было, т.е. производство товаров и услуг в стране уменьшалось, поэтому снижались доходы населения. Почему это происходило и не в первый раз в новейшей истории России? Отчасти, из-за санкций, отчасти, из-за колебаний цен и спроса на наши экспортные товары. Но главные причины внутри. Рассмотрим их.

Наши управленцы никак не вылечатся от «голландской болезни». Напомню, что в 1960-е гг. в Нидерландах открыли большие запасы газа. Резко вырос экспорт газа и, соответственно, приток иностранной валюты. Все другие отрасли, кроме добычи и экспорта газа, стали неинтересны инвесторам – не та прибыль от вложений. От этих стагнирующих отраслей все меньше денег стало поступать в бюджет. Чтобы увеличить доходы бюджета, правительство Нидерландов стало облагать добычу и экспорт газа все возрастающими налогами. В результате, курицу, несущую золотые яйца, стали резать, а экономика – пожирать саму себя. (У нас сейчас доля налогов и акцизов в цене бензина – 60%, а в США – 22 %).

К тому же и «халявные» деньги от экспорта газа позволяли расширять импорт, что также убивало свое производство. Голландцы, наконец, это поняли и стали форсировано развивать свои другие конкурентноспособные отрасли экономики. Но Голландия – страна небольшая (население почти в 10 раз меньше, чем в России).

 Все повторяется у нас, но с более тяжелыми последствиями. Чем больше экономика, тем она более инерционна, тем труднее там что-то менять. К этому добавляется обычный российский консерватизм. То царь до упора держится за монархию, пока не тряхнуло, то коммунисты цеплялись до последнего за «общенародную собственность» и «дружбу народов», пока страну не развалили.

Сейчас держимся за навязанную извне модель экономического развития. Не выпуск денег под строительство, проекты, а, наоборот, ограничение или даже прекращение производства и строительства из-за искусственно созданной нехватки денег.

 Центробанк у нас фактически на службе США в лице МВФ и ФРС. Там написаны инструкции, как подчинять своим экономическим и, затем, политическим интересам все периферийные страны.

Но наш Центробанк пошел еще дальше. Если у главных банкиров США – федеральной резервной системы – основная цель состоит в обеспечении экономического роста наряду со стабильным курсом доллара, то наш Центробанк не заявляет своей целью рост экономики – «делегировал» это правительству.

А у Правительства РФ «нет денег» на развитие, оно не может занять у Центробанка, хотя у него резервы сейчас более 530 млрд. долларов. Получается, что правительство у нас – заложник Центробанка. В то время как, например, в США Федеральная резервная система (Центробанк США) может кредитовать правительство для ликвидации дефицита бюджета и реализации государственных программ.

 Вот, например, президент Д.Трамп предъявляет Европе счет за поддержание ее безопасности. Речь идет о сотнях миллиардов долларов. Причем, расчет долга идет не за год-два, а за десятилетия. Почему же мы оставили оборудованные военные городки, аэродромы, подъездные дороги, хранилища для бензина, солярки и другую дорогостоящую инфраструктуру в Германии, Польше, Чехии, Эстонии, Литве и Латвии, не предъявляем счет этим странам за созданное нами имущество? Долгов простили (Кудрин и прочие) другим странам на 140 млрд. долларов. А вот предъявлять иски за то, что стало вдруг принадлежать другим странам, или не хотим, или не умеем. Почему? Пора правительству и Верховному суду предъявить обоснованные иски к странам, которые бесплатно получили наше имущество, а теперь упражняются в русофобии и дискредитации руководства страны.

Нужен стратегический маневр – лучшее использование своих географических, конкурентных преимуществ – это земля, вода, лес, золото и территория. Очень примитивные прогнозы сегодня строятся. В их основе (гадание по поводу перспективных цен на нефть и газ). А ведь надо разрабатывать стратегические варианты (лет на 10) использования наших преимуществ. Например,

Расширить и улучшить использование земель – рост урожайности, производство экологически чистого продовольствия и увеличение его экспорта. Сколько при этом понадобится инвестиций, и когда мы начнем заменять экспорт нефти экспортом продовольствия? Как при этом надо развивать сельскохозяйственное машиностроение?

Масштабное строительство дорог и развитие всех видов транспорта; каков здесь экспортный потенциал; как при этом должно развиваться транспортное машиностроение;

Вода и лес. В Китае мало того и другого -  продажа воды и переработка лесных ресурсов. Быстрое развитие совместных производств. С Китаем надо срастись экономически. Иначе военная опасность лет через 5 -10 вполне реальна.

Пора провести управленческую реформу в промышленности. Последняя административная реформа была у нас в 2004 году. Многое изменилось. Без укрупнения – объединения и создания ассоциаций развития не получится. О малом бизнесе можно не беспокоиться, он как раз развивается возле крупных предприятий.

Так что, для развития экономики надо лучше использовать и собственный, и мировой опыт управления.

Суть в том, что нам надо избавляться от модели управления экономикой, которая была навязана в 1990-годы и практически не меняется и сегодня. Дело не только в конкретных предложениях по повышению качества управления промышленностью и другими секторами экономики, а в учете геополитических, исторических и природных особенностей и условий нашей страны. Затраты на производство промышленной, сельскохозяйственной продукции, в строительстве у нас выше, чем в теплых западных странах в силу более сурового климата и больших расстояний. Поэтому конкурентоспособность нашей экономики в условиях открытого, не защищенного от импортной экспансии рынка – заведомо ниже.

Поэтому для того, чтобы повысить конкурентоспособность, надо снизить внутренние цены на нефть, газ, бензин, электроэнергию, приостановить членство во Всемирной торговой организации, пока не будут сняты санкции, сделать экономику более замкнутой, ориентированной на развитие внутреннего рынка, т.е. своего производства и, соответственно, спроса (доходов граждан). Для этого надо не продавать компании госсектора, а расширять госсектор. Форма собственности не столь важна. Главное – компетентные управленцы с хорошим образованием и опытом.

 

М.Н.Сидоров                                                                                                                                          

Комментарии (1)
URAN911
Если экономика будет рассчитана на получение БЛАГО для отдельных личностей с использованием его по их усмотрению ,ни черта не получится ,это давно известный факт итд...
20 Сентября 2019 05:26
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.
Накануне,15 октября, депутаты Государственной Думы поддержали предложение депутата Госдумы от ЛДПР Евгения Маркова по внесению изменений в федеральное законодательство, предусматривающее увеличение возрастного ценза при определении молодой семьи