Либерально-демократическая партия России
Понедельник, 19 Ноября 2018
ЛДПР
---

О бюджетной политике и бюджете на 2019-2021 годы

30 Октября 2018 17:47 | 22163

Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении бюджет на 2019-2021 гг. Даже с недостатками бюджет надо принимать, чтобы регионы, социальная сфера и государственные компании получили после 1 января 2019 года необходимые финансовые ресурсы, но у ЛДПР остается много претензий к проводимой бюджетной политике. 

Говорить надо не столько о цифрах, сколько о бюджетной политике. Именно политике, которая определяет расходы и доходы страны не на год другой, а на длительную перспективу. После 1992 года прошло уже больше четверти века, а бюджетная политика практически не изменилась. Большую часть доходов получаем от экспорта природных ресурсов, сейчас вот добавляется зерно, но это не мука и не макароны, то есть тоже не готовая продукция, а промежуточная. Пошли сразу по лёгкому пути − продавать ресурсы. Не вкладываться серьёзно в науку, машиностроение, химическую и лёгкую промышленность, чтобы больше продавать именно готовой продукции для обеспечения занятости, роста доходов. "Легкие деньги" от продажи ресурсов − не трудовые, не заработанные, а просто − природная рента. Отсюда пошла коррупция и спрятанные в оффшорах деньги (1 триллион долларов), которые могли бы быть в нашем бюджете. 

Посмотрим на историю. В 1913 году половина доходов бюджета формировалась за счет государственных железных дорог и винной монополии. Транспортная экономика была в Российской империи. Акцизы от продажи алкоголя шли больше в казну, а не в частные карманы. Привязка российского рубля к золоту в начале 20 века привлекла обширные западные инвестиции в Россию. Но вывоз капитала из России превышал доходы от иностранных инвестиций. В России иностранный инвестор строил два завода, а у себя, на родине, − три завода за счет вывозимых из России денег. Вот два урока бюджетной политики в Российской империи − положительный и отрицательный. 

Опыт СССР. Бюджет был частью плана развития народного хозяйства. План определял производство многих видов продукции в натуральном выражении, что обеспечивало экономический рост. В плане присутствовала программа капитального строительства по всем регионам страны − страна обустраивалась. Бюджет обслуживал план. Доля доходов от экспорта нефти и газа в бюджете в 1980-е годы была менее 10%. Основная часть доходов формировалась за счет налога с оборота и прибыли предприятий. Не было большой зависимости от внешних условий, от доллара, от МВФ и ФРС США. Но была зависимость от жестких планов, которые были направлены на оборонный комплекс и тяжелую промышленность, а не на потребительский сектор. 

Полезно также учитывать опыт европейских стран, Германии, прежде всего. В бюджетной политике − это минимум внешних займов. И строгое финансирование всех государственных программ развития. Это также высокая зарплата при шкале налогообложения от 20 до 50%. Высокая зарплата стимулирует рост производства, чтобы удовлетворять платежеспособный спрос. А большие отчисления в бюджет от высоких доходов граждан увеличивают сам бюджет, что позволяет больше выделять денег на все социальные нужды. Подоходный налог граждан обеспечивает до 40% доходов в бюджет. В Европе давно поняли, что бедные люди страдают депрессией, ко многому безразличны, у них низкая производительность труда. Не понятно это только нашим экономистам-чиновникам. Повышать надо зарплату, вводить шкалу подоходного налога, тогда и интерес к хорошей работе у людей появится, и бюджет будет наполняться. Вот эти уроки полезно вспомнить, понять и применять на практике. 

А что у нас сегодня? Чтобы увеличить доходы бюджета повышаем НДС с 18 до 20%. Якобы получим дополнительно 600 млрд рублей. Похоже, в Минфине обучены только арифметике, ведь увеличение НДС на 2 % приведет к тому, что рост экономики замедлится почти на 1%, а это около 1 трлн руб. Не экономия будет, а убыток. Не учли и то, что еще больше предпринимателей постараются уйти от налогов. А другие предприниматели будут выводить капиталы, чтобы создавать производства в Китае, Казахстане и других странах, где налоги меньше. 

Чтобы уменьшить дотации из бюджета в Пенсионный фонд повышают пенсионный возраст. Опять удар по людям. Налогами − по предпринимателям, отсрочкой пенсии − по всему населению. "Новое старое" Правительство недавно сформировали, и вместо того, чтобы сделать действительно экономический рывок за счет резервов Центробанка, возвращения оффшорных денег, снижения налогов, взялись за поборы с предпринимателей и населения. 

Увеличили земельный налог, налог на недвижимость в соответствии с новыми, гораздо более высокими оценками. Теперь вот надо обложить данью самозанятых (репетиторов, нянечек, строителей и других). То есть всех тех, кто своим трудом что-то полезное делает. Работа самозанятых сезонная, неравномерная. А почему возникли 20 миллионов этих самозанятых? Потому что нормальной работы нет − на предприятиях и в социальной сфере. Крайне мало создается новых рабочих мест. Для самозанятых нужно ввести небольшую плату в виде патента, но не налог. 

Так что бюджетная политика в части доходов больше направлена на подавление предпринимательской активности. К примеру, налоговая служба рапортует о том, что сбор налогов увеличивается гораздо быстрее, чем растет экономика. Вскрывают лазейки ухода от налогов − это хорошо, но при этом налоговики имеют право в течение целого года вести проверку у предпринимателей, фактически парализуя их работу. Ограничить надо время налоговых проверок − не год, а месяц-два. Кстати, половину времени налоговые службы затрачивают на расследование по НДС. Здесь много злоупотреблений, особенно с возвратом НДС из бюджета при экспорте товаров. Давно предлагали заменить НДС налогом с продаж, как в США. Проще, точнее, быстрее зачислять, меньше мошеннических схем. Но кому-то нужна мутная вода, чтобы вести расследование и получать взятки. 

Но главное, чего боятся наши финансисты-управленцы, − это серьёзных изменений в бюджетной политике, связанных с быстрым ростом экономики, а не с новыми поборами. Живёт правило Акакия Акакиевича − "как бы чего не вышло". Посмотрите, Дональд Трамп существенно снизил налоги и выел заградительные пошлины на ввоз многих товаров. Результат − в США экономический рост 3-4 %, у нас − 1,5 %. Кто мешает последовать такому примеру? Не следуют, потому что нет смелости. Проще заниматься "щипачеством" населения. 

Все продолжается и в бюджете на 2019-2021 годы. Небольшой рост доходов − менее 2 % в год. Но это в текущих ценах, а цены будут расти на 3-4 % в год. Так что реального роста доходов большинства населения, вероятно, в эти годы не будет. Предполагается, что расходы бюджета будут меньше доходов. Бюджет становится профицитным, в основном благодаря росту цен на нефть. 

Рост экономики на 3 % в год отнесли на 2021 год. В течение 2019-2020 годов рост будет меньше и, следовательно, экономика России будет все больше отставать по темпам от Китая, Индии, Вьетнама и других развивающихся стран.

В 2019 году рост тарифов на ЖКХ предполагается 4 %. Вероятно, будет и больше. Тарифы сейчас утверждаются в регионах, а более 70 субъектов РФ имеют дефицитные бюджеты. Вот уже и первые ласточки − так называемые социальные нормативы по расходу электроэнергии, газа и прочие коммунальные услуги. А то, что выше этого небольшого норматива, будет оплачиваться населением по гораздо более высоким тарифам. Опять не хватает денег ни у Газпрома, ни у владельцев электростанций и прочих энергетических компаний. 

Бюджетная политика тесно завязана на обслуживание иностранных банков и развитие экономики других государств. Вот, что поясняет Силуанов по поводу фонда национального благосостояния (ФНБ): "Для чистоты бюджетного правила логично инвестировать вне страны". Что такое бюджетное правило − это то правило, которое и диктует МВФ нашей экономике. В соответствии с этим правилом все доходы от экспорта нефти по цене выше 40 долларов за баррель отправляются на границу, чтобы инвестировать чужую экономику. Название "Фонд национального благосостояния" − это просто издёвка. Речь больше идёт о благосостоянии граждан других стран. Эти деньги ведь тоже могут попасть под санкции. А это большие деньги. При цене нефти 80 долларов за баррель, только 40-45 идёт в нашу казну, а другая половина − в этот "Фонд национального благосостояния". В 2019 году Фонд составит 8 триллионов рублей, в 2021 году − 14 триллионов рублей, то есть приблизится по объёму к расходам бюджета, но будет лежать мёртвым грузом, овеществленный в западных ценных бумагах и западной валюте, чтобы в случае кризиса тушить пожар керосином. Большую часть этих денег надо направлять в наше сельское хозяйство, промышленность, оставляя 2-3 триллионов рублей как резерв.

Положительным в бюджете является реализация 12 национальных проектов: "демография", "здравоохранение", "образование" и т.д. В эти проекты направляется более 5 триллионов рублей. Деньги немалые, но все же гораздо меньше, чем замораживается в "Фонде национального благосостояния". 

Ещё один положительный момент − это увеличение средств на машиностроение, производство станков и оборудования. По этой позиции мы критически зависим от импорта: ежегодно импортируем на 100 миллиардов долларов машин и оборудования, которые могли бы и сами производить, если бы в предыдущие годы больше средств направлялось на развитие своей экономики, а не на раздутые резервы и фонды. Большие резервы и фонды отражают неуверенность управленцев в том, что наша экономика будет успешно развиваться. 

В целом, бюджет на предстоящие три года сохраняет тенденции предыдущих лет. Положительно то, что увеличиваются социальные расходы, сохраняется хорошее финансирование оборонного комплекса, но мы не видим экономического рывка, его поэтапной подготовки и реализации. 

Следуйте экономической программе ЛДПР, и тогда активизируется экономический рост в стране, будут расти доходы граждан.

М.Н.Сидоров

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.
На протяжении нескольких десятилетий Владимир Жириновский делает уникальные исторические выводы, касающиеся судьбы России, ее государственного развития и процветания. Лидер ЛДПР анализирует факторы, которые способствуют превращению нашей страны в сильное и могущественное государство, а также помогают возрождению русского народа