Либерально-демократическая партия России
Суббота, 14 Декабря 2019
ЛДПР
-- Регион --

О бюджете 2020-2022

25 Ноября 2019 16:51

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о федеральном бюджете на ближайшие три года. Цифр и показателей много, но активная бюджетная политика не просматривается

Бюджетная политика – основа экономической политики государства. Она эффективна тогда, когда бюджетный комитет в парламенте возглавляет представитель оппозиционной партии. Это обычная практика в Германии, Великобритании и других странах. Такая практика является самым лучшим инструментом контроля над правильным формированием доходов и расходов бюджетных средств. Обычным также является привлечение к обсуждению проекта бюджета ведущих ученых экономистов. Если эти два условия не соблюдаются, то бюджетные показатели постоянно корректируются при исполнении бюджета.

Показатели бюджета не говорят нам о продвижении к тем конкретным целям, которые намечены в государственных программах и национальных проектах. Например, предполагается увеличение расходов на здравоохранение, науку, охрану окружающей среды. Но неизвестно, сколько новых больниц будет построено, сколько их будет отремонтировано, сколько новых научных лабораторий будет создано, будут ли построены мусоросжигательные заводы и так далее. Деньги, деньги, миллионы и миллиарды рублей, но они оторваны от натуры, от материального содержания. Неясно, когда, за сколько лет будет удовлетворена потребность населения в своевременной и высококачественной медицинской помощи, когда будут решены проблемы с мусором. Не видно этапов продвижения к цели. Стоимостные показатели не говорят о том, что будет в натуральном выражении. Инвестиционные программы с объектами есть, но они выполняются обычно, в лучшем случае, наполовину, а стоимость сооружения больниц, предприятий непрерывно растет.

Надо так представлять бюджет – например – расходы на здравоохранение составят 3 триллионов рублей. На повышение зарплаты медицинского персонала необходимо столько-то, будет построено и отремонтировано такое-то количество больниц, поликлиник. Но полностью предполагается решить проблему быстрой и качественной медицинской помощи к 2025 году. И так по всем позициям, по всем направлениям экономики и социальной сферы. Иначе, как сейчас, это не управление по целям, а живем и расходуем, так как получается. Сколько сделаем, такой и план. Отсюда – слабое, медленное развитие.

Бюджетная политика у нас не увязана с политикой Центробанка. Бюджет нацелен на внутренние потребности экономики и населения, а Центробанк, накапливая резервы (уже более 540 миллиардов долларов), обслуживает с помощью покупки иностранной валюты и ценных бумаг, страны НАТО, Китай и ряд других. Почему часть этих денег не направить на жилье, дороги – до сих пор неясно. Ясно только одно – став членом МВФ, наша страна через Центробанк и его резервы в валюте работает на другие страны, а не на развитие своей экономики. Не можем без учителя теперь в лице ВМФ, вести самостоятельную политику и тратить собственные деньги так, как это нужно стране, а не так, как указывает МВФ, обеспечивая интересы своих учредителей, главным образом, США.

Но и валютную политику Центробанк вести не умеет. Закупил больше евро и юаней. А их курс снизился. Потери за год составили почти 8 миллиардов долларов, а это полтриллиона рублей. А депутаты при обсуждении бюджета не могут найти, например, 10 миллиардов рублей, чтобы обеспечить инвалидов колясками. Давно пора вернуть Центробанк на родину и подчинить его непосредственно президенту или Госдуме. Второй вариант лучше, тогда бы мы начали реально кредитовать развитие нашей, а не чужой экономики. Крупные компании, такие как «Роснефть», «Новатэк» уже основную часть экспортных контрактов заключают в евро, отказываются от доллара, но почему не заключать контракты в рублях, чтобы европейские банки имели рублевые счета и с них оплачивали наши поставки нефти и газа. Это обезопасило бы наши компании от санкций, ареста счетов.

Для серьезных успехов нужны масштабные мероприятия. В нашей истории немало таких примеров. Вспомним реформы П.А.Столыпина, когда на одну семью выделялся не один гектар земли, а десятки гектар. Предоставлялся кредит на 50 лет под 1,5 процента, тогда и пошло развитие. Было создано 3 миллиона новых крепких крестьянских хозяйств. И они стали давать почти половину урожая зерна. И сегодня нам нужны такого рода масштабные меры, чтобы двинуть экономику Сибири и Дальнего Востока, и всей нашей страны к серьезным успехам.

Доходы бюджета не будут быстро расти, если вот какая вялая политика, с малозначительными изменениями будет осуществляться. Еще пример, уже сегодняшнего дня. Д.Трамп снизил налоги на предпринимателей и доходы бюджета не только не упали, наоборот, выросли. Активнее стали работать предприниматели, создавать новое, расширилась налогооблагаемая база. У нас с точностью наоборот – налоги и сборы увеличиваем и ждем развития. Это или экономическая глупость, или целенаправленная политика по торможению роста экономики, доходов бюджета и граждан.

Многие международные эксперты прогнозируют очередной мировой кризис в 2020 – 2021 гг. С начала 1960 – х годов в мире было семь экономических кризисов. Через каждые 7 – 10 лет. Сегодня слишком много долгов накопилось и у государств, и у банков, и у компаний, и у населения. А из чего возвращаются долги – из прибыли и доходов. Чтобы росла прибыль, нужен рост экономики, а рост замедляется и в США, и в Китае, и в Германии, и в большинстве стран мира. Все ниже банковские проценты, чтобы брали кредиты и развивались. Но и это уже не помогает. Много «плохих» невозвратных кредитов. Так, что кризисы 2008 и 2014 годов скоро повторятся, если мы не будем вести самостоятельную экономическую политику. Напомню, что в 2007 году профицит бюджета был 1,8 триллионов рублей, а в 2008 – уже дефицит в 2,3 триллионов рублей. Пришлось резко ослаблять рубль, его курс упал на 20 процентов, а в 2014 – 2015 годах – почти в 2 раза. Зачем это вспоминать? Просто затем, что менять надо бюджетную и экономическую политику: снижать налоги, повышать зарплату, оживлять спрос и производство, ограничивать импорт, резко сократить вывоз капитала из страны и направить его на собственное развитие. Иначе продолжение такой бюджетной политики, как сегодня, по увеличению налогов и сборов, уменьшение расходов на строительство и модернизацию предприятий, в сочетании с фактически недоступными для обрабатывающих отраслей кредитами, вновь приведет к дефициту бюджета, девальвации рубля и снижению доходов населения. И сегодняшний профицит бюджета опять превратится в дефицит. Вероятность такого прогноза, с учетом прошлых кризисов, весьма велика, если мы не будем менять бюджетную политику.

 Сидоров М.Н.

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.
До сентября 2019 года в Заксобрании Хабаровского края было 3 депутата от ЛДПР, а теперь, после выборов – 30! Никто не мешает избирателям России проголосовать так, чтобы и в Госдуме фракция ЛДПР увеличилась в 10 раз. Чтобы вместо 40 их было 400